Как избежать «замерзания» топливной системы на солярке

Замерзла солярка зимой

Ранним морозным утром водитель поворачивает ключ зажигания. Дизельный двигатель грузовика после нескольких напряженных секунд запускается. Машина выезжает на трассу, но через несколько километров движения резко теряет мощность. Обороты падают, и мотор глохнет. Причина этого явления — кристаллизация парафина, содержащегося в дизельном топливе. На холоде парафин превращается в густую массу из мелких кристаллов, получившаяся масса полностью забивает каналы топливного фильтра и перекрывает подачу горючего в двигатель.

Бороться с этим явлением можно и нужно. Владелец техники имеет в распоряжении целых три направления работы.

Направление 1. Экстренная помощь

Когда термометр показывает минус, а вы еще не установили подогрев, логично использовать антигели. Однако механизм работы антигелей часто понимают неправильно. Присадки не растворяют парафин, а меняют конфигурацию кристаллов, делают их мельче и придают им вытянутую форму. В результате вместо плотной гелеобразной массы, перекрывающей топливный фильтр, в топливе образуется взвесь из мелких кристаллов, которая свободно проходит через поры фильтра, не нарушая подачу горючего.

Как использовать антигель:

  • Заливайте присадку в пустой бак перед заправкой. Так она гарантированно перемешается с топливом по всему объему. Залив в полный бак, вы рискуете получить неравномерную концентрацию.
  • Соблюдайте дозировку. Больше — не значит лучше. Следуйте инструкции на упаковке. «Передозировка» может ухудшить цетановое число топлива.

Но не ждите чуда. Антигель понижает температуру фильтруемости топлива (температуру, при которой фильтр начинает забиваться) на 15-20 градусов. Если в баке летняя солярка (застывает при -5°C), антигель не сделает из нее арктическую.

Заправляйтесь на проверенных сетевых АЗС. Зимой, особенно в конце месяца, велик риск купить некондиционное топливо или летнюю солярку под видом зимней. Крупные сети дорожат репутацией и следят за соответствием топлива сезонному классу.

Направление 2.   Подогрев фильтра тонкой очистки

Топливный фильтр — самое узкое место в системе. Именно здесь парафин образует пробку. В этом случае необходимо установить на фильтр подогреватель, который не даст топливу застыть.

Есть два вида подогревателей — ленточные и встроенные. Ленточные (наружные) — гибкая термолента с нагревательным элементом. Ее плотно обматывают вокруг корпуса фильтра и подключают к бортовой сети через реле и предохранитель.

  • Плюсы — относительная простота установки, универсальность, невысокая стоимость.
  • Минусы — греет корпус, а не топливо напрямую. КПД ниже, чем у встроенных моделей. Требует качественной теплоизоляции сверху (например, вспененным полиэтиленом), чтобы не греть воздух.

Другой вид — встроенные (штуцерные) подогреватели. Устройство врезается непосредственно в топливную магистраль перед фильтром или интегрируется в сам фильтр (сменные модули с подогревом). Они нагревают топливо, пока оно течет через устройство.

  • Плюсы — высокая эффективность, быстрый нагрев, компактность.
  • Минусы — более сложный монтаж (требует врезки), высокая цена по сравнению с ленточными моделями.

Что выбрать? Для большинства коммерческих грузовиков Dongfeng достаточно комбинации качественного ленточного подогревателя на фильтр и его теплоизоляции. Встроенные подогреватели — выбор для регионов с экстремально низкими температурами (ниже -35°C) или для техники, которая работает в таких условиях постоянно.

Направление 3. Подогрев топливозаборника и сепаратора

Парафиновая пробка может образоваться и в самом баке. В этом случае крупные кристаллы оседают на дне и забивают сетку топливозаборника. Решение — предпусковые подогреватели, которые работают от сети 220В. Их монтируют в топливный бак через штатное отверстие датчика уровня топлива или отдельно. Устройство представляет собой гибкий шланг с нагревательным элементом, который опускается на дно бака. Включив такой подогрев за час-два до выезда, вы гарантированно растопите весь парафин в баке.

Дополнительный плюс — установка подогревателя на сепаратор (фильтр-отстойник грубой очистки), если он есть в конструкции вашего Dongfeng. Принцип тот же, что и с фильтром тонкой очистки: ленточный или встроенный нагреватель.

Лайфхаки, которые не требуют вложений

Помимо технических решений, есть еще пара хитростей:

  • Паркуйтесь под уклоном, чтобы топливозаборник в баке был в самой низкой точке. Парафин осядет на дно, и эта мера может отсрочить забивание сетки.
  • Держите бак полным. Чем меньше воздуха в баке, тем меньше конденсата образуется на его стенках. Вода в топливной системе — отдельная серьезная проблема, которая зимой усугубляет ситуацию с парафином.
  • Не топите фильтр открытым огнем. В экстренной ситуации водители иногда используют паяльные лампы или газовые горелки, но это крайне опасно! Можно повредить топливные магистрали, расплавить пластиковые элементы и создать угрозу пожара.

Стоимость простоя грузовика на трассе, вызов эвакуатора, простой водителя, сорванные сроки доставки — все это в разы превышает цену установки даже самого дорогого подогревателя. Защита топливной системы от замерзания — страховка деловой репутации и гарантия того, что ваша техника будет работать тогда, когда это важнее всего.