Ранним морозным утром водитель поворачивает ключ зажигания. Дизельный двигатель грузовика после нескольких напряженных секунд запускается. Машина выезжает на трассу, но через несколько километров движения резко теряет мощность. Обороты падают, и мотор глохнет. Причина этого явления — кристаллизация парафина, содержащегося в дизельном топливе. На холоде парафин превращается в густую массу из мелких кристаллов, получившаяся масса полностью забивает каналы топливного фильтра и перекрывает подачу горючего в двигатель.
Бороться с этим явлением можно и нужно. Владелец техники имеет в распоряжении целых три направления работы.
Направление 1. Экстренная помощь
Когда термометр показывает минус, а вы еще не установили подогрев, логично использовать антигели. Однако механизм работы антигелей часто понимают неправильно. Присадки не растворяют парафин, а меняют конфигурацию кристаллов, делают их мельче и придают им вытянутую форму. В результате вместо плотной гелеобразной массы, перекрывающей топливный фильтр, в топливе образуется взвесь из мелких кристаллов, которая свободно проходит через поры фильтра, не нарушая подачу горючего.
Как использовать антигель:
- Заливайте присадку в пустой бак перед заправкой. Так она гарантированно перемешается с топливом по всему объему. Залив в полный бак, вы рискуете получить неравномерную концентрацию.
- Соблюдайте дозировку. Больше — не значит лучше. Следуйте инструкции на упаковке. «Передозировка» может ухудшить цетановое число топлива.
Но не ждите чуда. Антигель понижает температуру фильтруемости топлива (температуру, при которой фильтр начинает забиваться) на 15-20 градусов. Если в баке летняя солярка (застывает при -5°C), антигель не сделает из нее арктическую.
Заправляйтесь на проверенных сетевых АЗС. Зимой, особенно в конце месяца, велик риск купить некондиционное топливо или летнюю солярку под видом зимней. Крупные сети дорожат репутацией и следят за соответствием топлива сезонному классу.
Направление 2. Подогрев фильтра тонкой очистки
Топливный фильтр — самое узкое место в системе. Именно здесь парафин образует пробку. В этом случае необходимо установить на фильтр подогреватель, который не даст топливу застыть.
Есть два вида подогревателей — ленточные и встроенные. Ленточные (наружные) — гибкая термолента с нагревательным элементом. Ее плотно обматывают вокруг корпуса фильтра и подключают к бортовой сети через реле и предохранитель.
- Плюсы — относительная простота установки, универсальность, невысокая стоимость.
- Минусы — греет корпус, а не топливо напрямую. КПД ниже, чем у встроенных моделей. Требует качественной теплоизоляции сверху (например, вспененным полиэтиленом), чтобы не греть воздух.
Другой вид — встроенные (штуцерные) подогреватели. Устройство врезается непосредственно в топливную магистраль перед фильтром или интегрируется в сам фильтр (сменные модули с подогревом). Они нагревают топливо, пока оно течет через устройство.
- Плюсы — высокая эффективность, быстрый нагрев, компактность.
- Минусы — более сложный монтаж (требует врезки), высокая цена по сравнению с ленточными моделями.
Что выбрать? Для большинства коммерческих грузовиков Dongfeng достаточно комбинации качественного ленточного подогревателя на фильтр и его теплоизоляции. Встроенные подогреватели — выбор для регионов с экстремально низкими температурами (ниже -35°C) или для техники, которая работает в таких условиях постоянно.
Направление 3. Подогрев топливозаборника и сепаратора
Парафиновая пробка может образоваться и в самом баке. В этом случае крупные кристаллы оседают на дне и забивают сетку топливозаборника. Решение — предпусковые подогреватели, которые работают от сети 220В. Их монтируют в топливный бак через штатное отверстие датчика уровня топлива или отдельно. Устройство представляет собой гибкий шланг с нагревательным элементом, который опускается на дно бака. Включив такой подогрев за час-два до выезда, вы гарантированно растопите весь парафин в баке.
Дополнительный плюс — установка подогревателя на сепаратор (фильтр-отстойник грубой очистки), если он есть в конструкции вашего Dongfeng. Принцип тот же, что и с фильтром тонкой очистки: ленточный или встроенный нагреватель.
Лайфхаки, которые не требуют вложений
Помимо технических решений, есть еще пара хитростей:
- Паркуйтесь под уклоном, чтобы топливозаборник в баке был в самой низкой точке. Парафин осядет на дно, и эта мера может отсрочить забивание сетки.
- Держите бак полным. Чем меньше воздуха в баке, тем меньше конденсата образуется на его стенках. Вода в топливной системе — отдельная серьезная проблема, которая зимой усугубляет ситуацию с парафином.
- Не топите фильтр открытым огнем. В экстренной ситуации водители иногда используют паяльные лампы или газовые горелки, но это крайне опасно! Можно повредить топливные магистрали, расплавить пластиковые элементы и создать угрозу пожара.
Стоимость простоя грузовика на трассе, вызов эвакуатора, простой водителя, сорванные сроки доставки — все это в разы превышает цену установки даже самого дорогого подогревателя. Защита топливной системы от замерзания — страховка деловой репутации и гарантия того, что ваша техника будет работать тогда, когда это важнее всего.